Монтаж проводов и тросов состоит из их раскатки, соединения, натягивания, крепления и заземления.
Раскатка проводов. Провода и тросы доставляются к месту монтажа на автомобилях или тракторах. При погрузке, перевозке и выгрузке барабанов с проводами и тросами необходимо принять меры, исключающие возможность их повреждения. Так, барабаны во время транспортирования должны быть прочно закреплены тросами и клиньями. Запрещается сбрасывать барабаны. Катить их следует, ориентируясь на стрелку, имеющуюся на щеке барабана.
Раскатку проводов для ВЛ можно выполнять двумя способами — волочением и с движущегося барабана.
Волочение применяется при отсутствии раскаточных транспортных средств (автомашин, кабельных транспортеров) и в случаях, когда эти средства не могут быть использованы по условиям местности. Во время волочения по земле возможно повреждение провода, поэтому этот способ лучше всего использовать при монтаже коротких линий и на участках, где имеются мягкий грунт, травяной или снежный покров. Как правило, раскатку волочением совмещают с подъемом проводов на промежуточные опоры. Барабан с проводом устанавливают за 10... 15 м до опоры, с которой начинают раскатку. Если отсутствуют кабельные домкраты либо специальные раскаточные станки, в земле роют котлован, в который можно свободно опустить барабан до половины. С помощью вала, уложенного на края котлована, барабан подвешивают, чтобы он мог свободно вращаться. После этого отматывают 25... 30 м провода, поднимают его на опору и надевают на раскаточный ролик, подвешенный к крюку.
На конец провода, свисающего с опоры, надевают клиновой монтажный зажим (рис. 1). Когда зажим закреплен на проводе, к нему крепят тяговый трос и с помощью лебедки (при небольших пролетах и малых сечениях проводов — вручную) производят раскатку провода с барабана. После того как конец провода достиг следующей опоры, на нее также подвешивается ролик и раскатка продолжается. В это время барабан слегка притормаживают, чтобы провод с него не сбегал. Применение раскаточных роликов увеличивает сохранность проводов при волочении.
При раскатке с движущегося барабана конец провода закрепляют в начале монтируемого участка, а барабан устанавливают на транспортное средство. С началом движения последнего по трассе провод плавно сходит с барабана, не волочась по грунту, и его повреждения практически исключены. После раскатки провод поднимают на опоры и надевают на раскаточные ролики.
Для повышения производительности труда часто раскатывают несколько проводов одновременно.
Рис.2. Одновременная раскатка трех проводов волочением и подъем их на опору на одноцепной ВЛ 35-110 кВ:
1, 7 - анкерная и промежуточная опары, 2 - барабаны с проводом, 3 - раскаточные станки, 4 - провода, 5 - однороликовый блок, 6, 12 - поддерживающие и натяжные гирлянды, 8, 10 - такелажный и тяговый тросы, 9 - трактор, 11 - монтажные зажимы.
Рис.3. Одновременная раскатка двух проводов укладкой с барабана и подъем их на опору: 1, 5 - анкерная и промежуточная опоры; 2, 4 - натяжные и поддерживающие гирлянды; 3 -провода; 6 - однороликовый блок, 7, 11 - такелажный и тяговый тросы; 8 - трактор; 9 - барабаны; 10 - раскаточная тележка
Соединение проводов. Соединение проводов ВЛ может выполняться скручиванием, обжатием или опрессовкой в овальных соединителях, термитной сваркой, с помощью болтовых соединений и другими способами.
Обжатием провода соединяют на специальном станке (рис. 11.16).
Соединение алюминиевых и сталеалюминиевых проводов с сечениями до 95 мм2 произодят путем скручивания овального соединителя (рис. 11.17) следующим образом:
Подготовленные концы проводов вводят в соединитель, закладывают его в приспособление МИ-189А (или МИ-190А) и закрепляют одним концом в неподвижном зажиме, а другим — в поворотной головке приспособления. В этом положении с помощью рычага головку с зажатым концом соединителя поворачивают на 4.. .4,5 оборота, после чего готовое соединение освобождают из зажимов и вынимают из приспособления. Стальные провода соединяют овальными соединителями типа СОС по той же технологии, что и алюминиевые в соединителях типа СОАС, но в этом случае соединитель скручивают всего на 2.. . .2.5 оборота.
Соединение проводов и тросов опрессовкой производят на опрессовочном агрегате (рис. 11,18 и 11,19).
Сваркой провода соединяют в местах, где не требуется высокая механическая прочность. Если требуется разъемное соединение, то вместо сварки здесь применяют болтовые зажимы.