Суббота, 05.07.2025, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Монтаж и наладка электрических сетей

Разбивка трассы ВЛ и рытье котлованов

Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в себя:
1-подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;

2-основные строительно-монтажные работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

Разбивка трассыБурение котлована

Рисунок 1 - Подготовительные работы. Слева - разбивка трассы, справа - бурение котлованов под опоры

Разбивкой трассы называют комплекс работ по определению на местности проектных направлений воздушной линии и мест установки опор.
Трасса должна быть проложена на местности так, чтобы после сооружения линии обеспечивались нормальные условия движения транспорта и пешеходов, а также удобство обслуживания и ремонта всех элементов линии.

Минимально допустимые расстояния от опор и проводов линии до подземных трубопроводов, канализационных труб и кабелей — 1 м, до пожарных гидрантов, водоразборных колонок, колодцев (люков) подземной канализации — 2 м, до бензинораздаточных колонок —5 м.

Рисунок 2 - Разбивка котлована под угловую анкерную опору

При изменении  направления линии на А-образной угловой опоре необходимо предварительно произвести разбивку угла поворота трассы. Для этого, считая вершину опоры вершиной угла (рис. 2), откладывают по обеим его сторонам равные отрезки АВ и АС Затем соединяют точки В и С, а середину отрезка ВС соединяют с точкой А. Прямая AD и будет биссектрисой угла. Котлованы должны находиться на этой биссектрисе и быть отдалены от точки А на одинаковые расстояния, определяемые раствором ног устанавливаемой опоры.
Произведенную разбивку трассы на местности сверяют с проектом; имеющиеся отклонения от проекта устраняют или согласовывают с проектной организацией, а затем приступают к рытью котлованов под опоры.
Опоры ВЛ, рассчитанной на напряжение до 1000 В, как правило, не требуют устройства фундаментов, их устанавливают непосредственно в грунт, поэтому после разметки оси трассы и центров опор роют котлованы под опоры. Перед рытьем проверяют, правильно ли был установлен знак, обозначающий место установки опоры. Для этого на двух соседних пикетах устанавливают деревянные вешки и на глаз определяют, находятся ли эти вешки и знак на проверяемом пикете на одной линии.
Для рытья котлованов под опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт, применяют специальные землеройные машины на автомобильном или гусеничном ходу. Использование буровых машин исключает тяжелый и малопроизводительный ручной труд и гарантирует надежное закрепление опоры в грунте. Пробуренные котлованы представляют собой скважины, размер которых соответствует диаметру опоры, а стенки уплотнены инструментом бурильной установки.

Глубина котлованов под опоры определяется проектом в зависимости от характера грунта, высоты и назначения опоры, климатических условия района, числа размещаемых на опоре проводов и их общего сечения, особых условий на трассе и др.
Вручную котлованы роют в местах, где имеются многочисленные и разветвленные подземные коммуникации. Вручную копают также котлованы для установки одной или двух-трех опор, когда парк механизмов находится далеко и перегонять бурильные установки для выполнения малого объема работ нецелесообразно.


Рисунок 3 - Форма котлована отрытого вручную

При ручной разработке грунта (рис. 3) для одностоечных опор копают котлован шириной (поперек трассы) 0,6...0,7 м и длиной (вдоль трассы) 1,8... 1,9 м. Вдоль линии котлован роют ступенями высотой 500...700 мм каждая. Грунт отбрасывают от бровки котлована не менее чем на 0,5 м.

Котлованы в месте установки опор следует рыть, соблюдая меры предосторожности, особенно после достижения глубины 0,4 м, из-за опасности повреждения  находящихся в земле коммуникаций или сооружений. При обнаружении во время разработки котлована подземного кабеля и каких-либо трубопроводов или появления запаха газа следует немедленно прекратить работы и сообщить об этом руководителю работ.