Сборка опор.
Деревянные опоры перевозят на бортовых машинах с прицепами-роспусками и на автомашинах-лесовозах.
Железобетонные стойки также можно перевозить на автомашине с прицепом, но значительно удобнее использовать для этой цели специальную платформу с гидроподъемником. Железобетонные опоры очень чувствительны к ударам, поэтому их погрузку, перевозку и выгрузку следует производить с большой осторожностью.
Изоляторы и арматуру перевозят по трассе на автомашине в прочных деревянных ящиках или контейнерах, а барабаны с проводами или тросами грузят и перевозят с применением механизмов, аналогичных тем, которые используются при кабельных работах.
Сборку начинают с обработки верхушки стойки и пасынка путем затесывания. Стойки деревянных опор (рис. 2) соединяются с железобетонными приставками (пасынками) с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5...6 мм. Число витков бандажа принимается равным:
12 - при диаметре проволоки 4 мм;
10 - при диаметре проволоки 5 мм;
8 - при диаметре проволоки 6 мм.
Рис. 2. Способы соединения стойки с пасынком:
а — проволочными бандажами со стяжными болтами; б - припасовочными хомутами; в — проволочными бандажами; 1 — стойка; 2 — бандаж; 3 — пасынок; 4 — бандажная шайба
Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.
В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образных опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.
На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.
Металлические опоры поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор производится восстановление их антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке и сборке.
Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. При сборке применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты.
Подъем и установка опор.
Установка опор производится бурильно-крановыми машинами или автокранами.
Установка и укрепление промежуточных (одностоечных) опор, в грунте выполняются в следующей последовательности:
- в готовую яму устанавливают доску таким образом, чтобы в нее при подъеме опоры упирался нижний конец (комель);
- от нижнего конца опоры отмеряют 1,5 м и наносят метку (уровень заглубления опоры в грунт);
- опору стропуют и закрепляют стропы на крюке кранового устройства бурильно-крановой машины или автокрана;
- поднимают опору при помощи автокрана или бурильно-крановой машины и с помощью багров направляют ее нижний конец в яму и по риске (метке) на опоре определяют необходимость подсыпки грунта в яму (под опору);
- регулируют опору по высоте (заглубление) подниманием опоры и подсыпкой грунта в яму, затем регулируют опору во взаимно перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек линии) и закрепляют опору засыпкой грунта и его трамбованием;
- при помощи лома и петли регулируют положение траверс и вертикальность опоры во взаимно вертикальных плоскостях, после чего яму окончательно засыпают грунтом с его послойным трамбованием.
Рис. 3. Подъем железобетонной опоры автокраном:
1 - автокран; 2 - строп; 3 - подкладки из бревен; 4 - боковые расчалки
Рис. 4. Установка опоры с помощью подъемного механизма бурильно-крановой машины (опора направляется в готовую яму рогачом)
Сборку и установку двухстоечных (анкерных) железобетонных опор (рис. 5) рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
- пробурить ямы для установки опоры и устройства якорей;
- установить якори;
- выложить стойки опоры на деревянные подкладки параллельно друг другу на расстоянии 1,4 м, основаниями к ямам;
- в ямы для установки опоры установить доски;
- установить и закрепить к стойкам при помощи болтов и сухарей двойные траверсы, оснащенные штырями и изоляторами, протереть изоляторы;
- на расстоянии примерно 2 м от нижних концов стоек своевременно (на время подъема опоры) закрепить их между собой при помощи двух деревянных брусьев (временно можно использовать две неоснащенные траверсы);
- прикрепить к стойкам при помощи хомутов четыре оттяжки, при этом оттяжки, противоположные подъему опоры, временно прикрепляют к якорям, а верхние выкладывают в направлении к противоположным якорям;
- прикрепить подъемные стропы к стойкам опоры на крюке автокрана (подъемного устройства бурильно-крановой машины);
- поднять опору при помощи автокрана, направляя основания ее стоек при помощи багров (ухватов) в ямы по доскам, не допуская при этом осыпания грунта в ямы;
- установить опору в вертикальное положение, временно прикрепить к якорям вторую пару оттяжек;
- отрегулировать величину и равномерность заглубления стоек опоры и вертикальность опоры во взаимно перпендикулярных плоскостях;
- окончательно прикрепить оттяжки к якорям и отрегулировать опору при помощи винтовых стяжек, установленных в оттяжках;
- ямы засыпать грунтом с послойным его трамбованием;
- освободить опору от строп и снять брусья (траверсы) временного крепления.
Рис. 5. Схема установки двухстоечной (анкерной) железобетонной опоры